Четверг, 25.04.2024, 21:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск
Форма входа
Категории раздела
Прокофьева А.А. [9]
Учитель начальных классов
Ильичёва С.В. [8]
Учитель технологии
Васильцова М.И. [13]
Учитель английского языка
Турок Е.И. [9]
Учитель информатики и ИКТ
Турок А.П. [12]
Учитель информатики и ИКТ
Коток А.В. [9]
Учитель математики
Муранова Н.П. [7]
Учитель начальных классов
Никонова И.Б. [4]
Учитель начальных классов
Александрова О.А. [10]
Учитель русского языка и литературы
Чайка О.П. [7]
Учитель начальных классов
Иванова Н.В. [26]
Учитель биологии
Полковникова Г.А. [6]
Учитель русского языка и литературы
Карасёва Е.М. [7]
Учитель биологии
Мишуренко А.В. [7]
Учитель начальных классов
Булычева Н.Н. [8]
Учитель начальных классов
Мезенцева И.Р. [11]
Учитель физической культуры
Цветкова М.В. [11]
Учитель русского языка и литературы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Портфолио учителей

Портфолио

Главная » Файлы » Булычева Н.Н.

«Трудные» дети (причины возникновения, работа школьного коллектива)
06.05.2017, 22:02

Трудные дети ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие дети чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях ребёнок "уходит" из школы, он сближается с другими "отверженными". Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности.
    Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят.

Гуманистическая позиция.

     Работа с учащимися:
 1. Выделение группы риска на основании педагогических наблюдений и психологической диагностики готовности к школе.
 2. Углубленная психодиагностическая работа с учащимися группы риска:
 а) сбор сведений от педагогов и родителей;
 б) проведение психодиагностических процедур;
 в) анализ полученных данных и составление программ сопровождения для каждого ученика и групп учащихся, имеющих сходные проблемы.
 
      В процессе наблюдения за ходом обучения, воспитания и развития учащихся каждый учитель получает представление о характере и причинах недостатков в их поведении. Эти представления он дополняет данными, получаемыми с помощью других методов (бесед с учащимися, родителями, шефами; анкетирования; анализа различных школьных документов и творческих работ учащихся; проведения «педагогических консилиумов» и т. п.). Однако для оказания рациональной помощи ученику недостаточно знать только перечень причин. Необходимо выделить среди них доминирующие причины, сильнее всего влияющие на поведение в данный момент.

Причины возникновения «трудных» детей:
1. биологические причины (нарушения центральной нервной системы;
несвоевременная диагностика умственной отсталости; наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания);
2. социальные причины (социальный статус района; педагогические ошибки воспитателей; трудность школьных программ; неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
воспитание детей в жестокой семье; многодетные семьи);
3. психологические (конфликт со взрослыми; конфликт со сверстниками;
неуспех ребенка в ведущей деятельности; неразвитость самосознания;
неадекватная самооценка);
4. комплексные причины (общесоциальные причины; социально-медицинские причины).

Аксиологическое основание.

      Работа с педагогами:
 1. Совместная разработка программы сопровождения по преодолению отклонений в личностном и интеллектуальном развитии (метод — психолого-педагогический консилиум).
 2. Семинар с педагогами по возрастным особенностям учащихся.
 3. Семинар по особенностям отклоняющегося поведения учащихся начальной школы.
 
      Работа с родителями:
 1. Организация психологического всеобуча для родителей на родительских собраниях, заседаниях клубов и т. п.
 2. Привлечение родителей к разработке и реализации программ сопровождения трудновоспитуемых учащихся. Заключение контракта психолог—педагог—родитель:
 а) формулирование основных параметров контракта;
 б) составление контракта.
 3. Привлечение родителей к участию в группах тренинга эффективности родительского взаимодействия.

      Организация положительных устойчивых контактов педагога с  трудными детьми и их родителями — заключается:
 - в установлении доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;
 - в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, нерегламентированного общения с несовершеннолетними;
 - в условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт
 его установления приносит им интеллектуальное и
эмоциональное удовлетворение.
     Основными принципами организации контакта должны выступать:
 эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; заинтересованность; содействие.

Деятельностный подход.
 
     Классный руководитель:
решает задачи разрешения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями, педагогами, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

    Школьный психолог:
развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.
Психолог предлагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

     Учителя – предметники:
создают "ситуацию успеха", формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке.

     Родители:
заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

     Совет по профилактике правонарушений:
 существляет контроль за реализацией школьной программы работы с трудными" детьми, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, закрепляет наставников, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков.
 
     Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетними
с каждым "трудным" школьником, уклоняющимся от учебы и труда, проводит следующую работу:
 • лично беседует о причинах поведения  и предупреждает его о последствиях с позиции закона, помогает подростку в трудоустройстве и контролирует учебу;
 • информирует школу, семью о принятых мерах к "трудным", стоящим на учете в милиции;
 • выявляет факты антиобщественного поведения родителей, лиц, которые вредно влияют на подростка, готовит материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних;
 • совместно с учителями, социальными педагогами, администрации школы определяют меры индивидуального воздействия на "трудных", меры по ограничению воздействия родителей и лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками;
 • ведет картотеку лиц, взятых на учет, непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично, предупреждает родителей и учителей о негативных тенденциях в поведении того или иного ребёнка о последствиях, которые его ожидают, если тот не исправится;
 • входит в состав школьной комиссии по профилактике правонарушений.

      Вывод: для получения положительных результатов в работе с «трудными» детьми необходима правильная организация помощи.

Организация педагогической помощи:
 1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
 2. Отслеживание пробелов в знаниях, снятие "синдрома неудачника".
 3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе (снятие синдрома изгоя).
 4. Поощрение положительных изменений, создание обстановки успеха.

Организация медицинской помощи:
 1. Диагностика отклонений от нормального поведения, выявление причины психофизиологического и неврогенного характера.
 2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам.

Организация психологической помощи:
 1. Изучение психологического своеобразия "трудных" учащихся, посещение уроков.
 2. Выявление проблем семейного воспитания.
 3. Психологическое консультирование родителей, учителей, учащихся.
 4. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Организация свободного времени "трудных" школьников:
 1. Изучение интересов и способностей детей.
 2. Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно полезную деятельность.
 3. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства.
 4. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных", участие в спортивных секциях и кружках.

 

Категория: Булычева Н.Н. | Добавил: uchitel
Просмотров: 383 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]